menu menu EN logotype

Топ-10 экспонатов Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Портреты, эскизы костюмов и фотографии

Специальный проект «ТОП-10 экспонатов», приуроченный к Всемирному дню театра, расскажет об истории знаковых экспонатов музея имени А.А. Бахрушина и его филиалов. Познакомьтесь с уникальными музейными предметами, узнайте их «биографию» — кому они принадлежали, как попали в музейное собрание, в чем их ценность и о чем свидетельствуют сегодняшним ценителям театрального искусства.

С июня 2021 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея стартуют работы по созданию первого в России музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Масштабные работы по преобразованию кластера планируется полностью завершить к 2023 году.

Марианна Кирцингер. Эскизы костюмов к опере А. Гретри «Браки самнитян». 1780-е (Гранёная гостиная)

Это галерея портретов французской художницы второй половины XVIII века Марианны Кирцингер к опере А. Гретри «Самнитские браки». Сопровождавший Екатерину французский посол граф Сегюр писал: «На прекрасном театре представляли большую оперу. Не зная языка русского, я только мог судить о музыке и о балете; первая изумила меня приятной гармонией, последний изящным богатством одежд, красотою, искусством танцовщиц и легкостью мужчин».

Марианна Кирцингер. Эскизы костюмов к опере А. Гретри «Браки самнитян».jpg

У этой коллекции удивительная история. А.А. Бахрушин приобрел часть этих портретов на Сухаревском рынке, когда еще только начинал собирать предметы, связанные с театром. Он предполагал, что это портреты к спектаклю театра Шереметевых. Ни автора работ, ни к какому они спектаклю, Бахрушин не знал. Покупка обошлась в 5 рублей.

Марианна Кирцингер. Эскизы костюмов к опере А. Гретри «Браки самнитян» (2).jpg

Много лет спустя Павел Шереметев осматривал его коллекцию. Увидев портреты, он очень разволновался и спросил, откуда они у него? Алексей Александрович рассказал историю покупки. Оказалось, что эти работы были очень давно украдены из усадьбы Кусково. А через некоторое время Шереметев прислал Бахрушину еще несколько отдельных аналогичных портретов, чтобы не «разрознивать» коллекцию.

Фотография. А.П. Павлова в партии Жизели с автографом А.А. Бахрушину

Фотография. А.П. Павлова в партии Жизели с автографом А.А. Бахрушину.jpg

Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр. «Жизель» А. Адана 1900–1904 г. (Кабинет Бахрушина)

Однажды в воскресенье раздался звонок входной двери — Алексею Александровичу доложили, что его просят две молодые барышни. Бахрушин осведомился, что им угодно.

Одна из них, краснея и смущаясь, объяснила, что они из Петербурга, недавно окончили балетную школу и очень просят разрешения посмотреть музей. Бахрушин спросил, с кем он имеет дело.

— Видите ли, — сказала старшая, — я Анна Павлова, а это моя подруга — Тамара Карсавина.

Алексей Александрович улыбнулся, сказал, что он о них уже слышал и с радостью покажет им свое собрание. С этих пор у него зародилась дружба с этими замечательными балеринами. Анна Павлова через некоторое время подарит А.А. Бахрушину свою фотографию с автографом с первого дебюта в Москве в партии Жизели.

Портрет В.В. Бахрушиной работы К.Е. Маковского. 1900-е гг. (Кабинет Бахрушина)

Портрет В.В. Бахрушиной работы К.Е. Маковского.jpg

Сын Бахрушиных, Юрий Алексеевич в четырехлетнем возрасте с удовольствием наблюдал за процессом написания портрета. По его воспоминаниям, «мать в парадном темно-синем платье, по-вечернему причесанная, убранная, с улыбкой на лице, постепенно запечатлевалась на большом белом полотне. Когда художник куда-то отходил, Юрий тихонько подкрадывался к краскам и наносил свой мазок. Маковский писал портрет долго — он вышел схожим и был мастерски написан».

Но Вере Васильевне портрет не понравился. Дело в том, что отношение к жизни, — писал в своих воспоминаниях Ю. Бахрушин, — излишняя, подчёркнутая и чисто внешняя холодность, абсолютно не являлась чертой её характера. Сугубая сдержанность, стремление к максимальному самообразованию и жизнь чужими интересами — свойства, не покидавшие её до самой смерти. Художник смог передать на портрете лишь внешние качества Веры Васильевны, а внутренний мир разглядеть не сумел. Однако, как раз хозяин дома — А.А. Бахрушин — портрет оценил и повесил в своем кабинете.

М.А. Врубель, «Женский портрет (Голова украинки)», 1898 г.

(выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее»)

М.А. Врубель, «Женский портрет.jpg

Однажды к А.А. Бахрушину пришел художник и предложил купить принесенные работы — это были театральные эскизы, но хозяина дома они тогда они не впечатлили. Художник честно признался, что очень нуждается, ему буквально нечего есть. Тогда Бахрушин выдал ему аванс, сто рублей, и попросил нарисовать какую-нибудь женскую головку.

Прошел год, Алексей Александрович уже забыл об этом случае. Вдруг ему передают сверток, который принес художник. Это была «Голова украинки». А художником оказался М.А. Врубель. Бахрушин еще долго сетовал, что будь он тогда поумнее, сколько врубелевских работ смог бы купить!

Сюжет не характерен для Врубеля, но сразу узнается неповторимая цветовая палитра и стиль этого уникального художника.

Браслет М.А. Другашевой. Подарок балерине от А.А. Бахрушина. 1901–1910 гг.

(выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее»)

Браслет М.А. Другашевой. Подарок балерине от А.А. Бахрушина.jpg

Алексей Александрович иногда удивлял эксцентричными поступками. Вот отрывок из заметки в газете:
«Театрал господин Бахрушин имеет обыкновение вот уже третий год подносить буквально всем балетным артисткам, начиная с балерины Рославлевой и кончая ″стоящими у воды″ сувениры в виде букетов с привешенными к ним золотыми жетонами. В 1900 году жетоны изображали чеканный брелок, в 1901 — лиру, в настоящее время ювелир К. Фаберже в Москве изготовил по рисунку господина Бахрушина сто восемьдесят золотых жетонов с ножками балерины…»
С жетонами «Ножки балерины» вышел конфуз. Многие балетоманы восприняли это как намек на то, что у балерин есть ноги, но отсутствует голова. Бахрушину потом долго пришлось оправдываться перед возмущенными театралами. Балерина М.А. Другашева собрала подаренные жетоны на золотое кольцо, превратив в браслет. Можно посчитать, сколько лет Алексей Александрович делал балеринам столь щедрые подарки.

Н.Г. Легат, серия шаржей: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина

(Хранилище)

Настоящей редкостью и гордостью коллекции А.А. Бахрушина стали шаржи замечательных танцовщиков и талантливых карикатуристов Николая и Сергея Легатов, где запечатлены самые известные представители балета рубежа XIX–XX веков, — уже упомянутые Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Мариус Петипа и многие другие. Приведем отрывок из воспоминаний Тамары Карсавиной:

«Ведущими танцовщиками были тогда два брата, Николай и Сергей Легаты. Они не только прекрасно танцевали, но и были способными рисовальщиками. Тогда они только начали альбом карикатур, который впоследствии опубликовали. Особенно язвительным был талант Николая, некоторые из его неопубликованных карикатур были просто ядовитыми, но он никогда ″не выносил сор из избы″ и пользовался большой симпатией артистов. Но настоящим любимцем всей труппы был младший брат, Сергей, его любили все. Красивый и неизменно доброжелательный, великодушный и верный товарищ, он обладал редким чувством юмора, который никогда не был обидным».

Н.Г. Легат, серия шаржей Анна Павлова.jpg
Н.Г. Легат, серия шаржей Тамара Карсавина.jpg
Н.Г. Легат, серия шаржей Матильда Кшесинская.jpg

Жизнь одного из Легатов, Сергея, окончилась трагически. Он вынужден был подписать документ, направленный против коллег по театру. Это несогласие с собственной совестью привело к катастрофе — артист покончил жизнь самоубийством.

Николай Легат неоднократно бывал в гостях у А.А. Бахрушина, оставил фотографию с автографом и замечательную карикатуру в семейном альбоме Бахрушиных.

Также сохранились деловая переписка Николая Легата с Бахрушиным о приобретении серии шаржей «Русский балет», а затем благодарственное письмо Николая Легата за полученные от Алексея Александровича деньги.

Коза Марья Ивановна

(истоки русского театра, зал XVIII века)

Коза Марья Ивановна.jpg

В музее представлен уникальный экспонат — деревянная коза. Скоморох надевал тулуп мехом наружу, а через рукав просовывал шест с головой козы. Периодически тихонько дергал за веревочку, и коза открывала рот. Звали козу Марья Ивановна.

А.А. Бахрушин в подобном костюме поехал однажды с друзьями на святочные гуляния. Сани попали в какой-то затор. Рядом остановилась карета, в окошко были видны две женские головки и две головы каких-то старух — видимо, их гувернанток.

Алексей Александрович решил схулиганить: просунул в окошко кареты голову козы и дернул за веревочку. Раздались испуганные крики. Рассерженные дамы хотели выйти и поквитаться с обидчиком, но затор рассосался, и сани Бахрушина стремительно проехали вперед. Поминай, как звали!

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля работы А.Я. Головина. Императорский Большой театр, «Фауст», 1905 г.

(Парадный вестибюль)

Портрет поступил в собрание музея в двадцатых годах прошлого века. Предложила Алексею Александровичу принять в коллекцию портрет Шаляпина, первая супруга Федора Ивановича Иола Торнаги вместе с эскизами Константина Федоровича Юона. Она вынуждены была расстаться с этими произведениями по причине уплотнения своей семьи в доме на Новинском бульваре, где ныне открыт музей-усадьба Ф.И. Шаляпина.

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля работы А.Я. Головина.jpg

Нам знакомы образы великого артиста по живописным портретам кисти Валентина Серова и Константина Коровина, и в этом ряду образ, созданный Александром Головиным, является пронзительным рассказом об уникальном искусстве самого артиста. Федора Ивановича и Александра Яковлевича сблизила и подружила совместная творческая работа в театре. Ещё до личной встречи, Головин узнал о Шаляпине от Исаака Левитана. Этот момент запечатлен в книге воспоминаний А.Я. Головина «Встречи и впечатления»: «Вспоминаю одну из своих встреч с Левитаном, который с первых слов забросал меня вопросами: "Видели вы Шаляпина? Слышали его? Знаете ли вы, что такое Шаляпин?" Я должен был признаться, что еще не слышал. "Пойдите непременно. Вы должны его увидеть! Это что-то необыкновенное. Как он поет Мефистофеля! Как играет!" Левитан был взволнован по-настоящему, и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей».

Лестница Томмазо Сальвини

(лестница из верхнего кабинета Бахрушина в хранилище)

В доме Алексея Бахрушина есть несколько экспонатов, связанных с именем легендарного трагика Томмазо Сальвини. И, прежде всего, это лестница, ведущая из кабинета хозяина в хранилище цокольного этажа, получившая название «Лестница Сальвини». Произошло это после визита в музей знаменитого итальянского трагика: он пожаловался Алексею Александровичу, что посещать его музей не совсем удобно, и как было бы хорошо, если бы была возможность сразу попасть в хранилище из кабинета хозяина дома.

Лестница Томмазо Сальвини.jpg

Бахрушин прислушался к совету Сальвини и пригласил осуществить проект своего друга, знаменитого русского архитектора Федора Шехтеля. Так появилась лестница, выполненная в модном в те годы стиле раннего модерна.На этом значение этого «приобретения» музея не заканчивается. Так в 2014 году во время проведения реставрационных мероприятий рабочие обнаружили 13 уникальных скульптур известных театральных деятелей, утерянных во время Великой Отечественной войны. По ряду причин эти скульптуры не удалось отправить с другими экспонатами на Урал, и они были спрятаны под этой самой лестницей. Таким образом, работы, которые считались утраченными, были вызволены «из плена» спустя почти 70 лет после окончания войны. Это были бюсты композитора Антона Рубинштейна, актёров Федора Волкова, Павла Мочалова, Михаила Щепкина, Александра Остужева, барельеф Сандро Моисси в роли Эдипа работы скульптора А. Голубкиной и т.д.

Альбом с автографами деятелей культуры 1897–1910-е гг.

(выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее»)

Альбомы с автографами известных деятелей культуры и театра Алексей Александрович Бахрушин завёл, как только появились первые посетители, интересующиеся его коллекцией. Два альбома и отдельные листы с автографами, оформленные виньетками художника Сергея Ивановича Ягужинского, пережили тяжёлые времена гонений на музей, военные годы и теперь хранятся в архивно-рукописном отделе.

Альбом с автографами деятелей культуры 1897–1910-е гг.jpg

Эти бесценные страницы содержат около 200 записей отрывков из пьес и драматических произведений, нотных автографов и тому подобных, переписанных в альбом замечательными деятелями культуры того времени. В альбоме каждый сможет найти известнее именно ему имя, например, известных актрис Александры Яблочкиной и Марии Ермоловой, Гликерии Федотовой, Марии Савиной и Пелагеи Стрепетовой; поэтов Константина Бальмонта и Валерея Брюсова; художника Константина Юона и архитектора Федора Шехтеля; композитора Цезаря Кюи, великих оперных певцов Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова и многих, многих других — для перечисления всех, понадобится достаточно много времени.

Дело, начатое Алексеем Бахрушиным, живет до сих пор. Музей, созданный им, расширяет сферы своей деятельности, пополняет коллекции, поддерживает связи с артистическим миром.

Фотографии: Андрей Калмыков

Бахрушинский_музей_лого.png

Театральный музей А.А. Бахрушина (Бахрушинский музей) был основан в 1894 году купцом, меценатом и коллекционером А.А. Бахрушиным. Уникальная коллекция из более 1,5 млн. экспонатов отражает историю отечественного театра от его истоков до наших дней. В залах постоянной экспозиции и в выставочном пространстве проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, лекции, творческие встречи с участием выдающихся деятелей современного театра.

gctm.ru

#искусство #театр #живопись

Вам наверняка будет интересно!


Экскурсия от Московского Планетария

#музеи

Экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

Экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

«Истории о советской Москве. Высотки»

#музеи

«Истории о советской Москве. Высотки»

«Истории о советской Москве. Высотки»

Обзорная экскурсия по открытым площадкам военной техники

#музеи

Обзорная экскурсия «Оружие Победы»

Обзорная экскурсия «Оружие Победы»

Об известных работах, творчестве и жизненных историях двух величайших испанских гениев мира живописи XX века

#музеи

Виртуальный тур «Дали и Пикассо»

Виртуальный тур «Дали и Пикассо»

Выставочное пространство в здании бывшей городской электростанции XIX века

#музеи

История Нового Манежа

История Нового Манежа

Идеальные пейзажи и методы работы Клода Лоррена

#музеи

Онлайн-экскурсия «Идеальный мир Клода Лоррена»

Онлайн-экскурсия «Идеальный мир Клода Лоррена»
X