menu menu EN logotype

Кто был кумиром режиссера?

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Топ-10 экспонатов Музея-квартиры В.Н. Плучека

Специальный проект «ТОП-10 экспонатов», приуроченный к Всемирному дню театра, расскажет об истории знаковых экспонатов музея имени А.А. Бахрушина и его филиалов. Познакомьтесь с уникальными музейными предметами, узнайте их «биографию» — кому они принадлежали, как попали в музейное собрание, в чем их ценность и о чем свидетельствуют сегодняшним ценителям театрального искусства.

С июня 2021 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея стартуют работы по созданию первого в России музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Масштабные работы по преобразованию кластера планируется полностью завершить к 2023 году.

С.И. Юткевич. Макет к спектаклю «Баня». Московский театр сатиры. СССР, 1953 г.

Спектакль «Баня» Московского театра сатиры 1953 года в постановке В.Н. Плучека, Н.В. Петрова и С.И. Юткевича после двадцати трех лет забвения вернул на театральную сцену драматургию Маяковского. Спектакль имел оглушительный успех, о нем много писали в отечественной и зарубежной прессе, и до сих пор с восхищением вспоминают все, кому посчастливилось на нем побывать. Бертольд Брехт видел этот спектакль, о чем оставил запись в своем дневнике: «В Театре сатиры видел “Банюˮ Маяковского. Полная жизни камерная мистерия, которую очень живо играют превосходные актеры. Реалистическая игра, повсюду эффекты отчуждения, пафос комического».

Плучек.jpg

Макет выполнен в масштабе 1:20. В оформлении спектакля использованы рисунки Маяковского-карикатуриста. С боковых порталов на зрителей смотрят лица-маски. Сцена представляет собой двухуровневый кабинет Победоносикова с множеством обращений к посетителям: «Без доклада не входить», «Кончил дело — уходи, не беспокой занятого человека», «Не сорить» и др.

Костюм А.А. Миронова для роли Фигаро. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Московский театр сатиры. СССР, 1969 г.

А.Миронов Фигаро.jpg

Утренний белый костюм Андрея Миронова для роли Фигаро — один из трех «испанских» костюмов, выполненных для спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Художник спектакля Валерий Левенталь принес на сцену изысканную атмосферу стиля рококо. Комплект состоит из сорочки, кюлотов (короткие, застегивающиеся под коленом штаны, которые носили в основном аристократы) и куртки-фигаро (короткая куртка-жакет без воротника).
Костюм расшит серебряными нитями и украшен круглыми металлическими пластинами, придающими костюму праздничность и торжественность. В работе над костюмами Валерию Левенталю помогал всемирно известный модельер Вячеслав Зайцев.
Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — пример яркой театральности, вызов бесцветности и серости. Он шел на сцене театра 18 лет, вплоть до смерти Миронова 16 августа 1987 года во время гастролей театра в Риге.

А.Д. Бржезицкая. Многофигурная скульптурная композиция по спектаклю Московского театра сатиры «Ревизор». Дулёвский фарфоровый завод, СССР, 1975 г.

Знаменитые артисты Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Вера Васильева, Георгий Менглет, Татьяна Васильева, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Спартак Мишулин оживают перед глазами зрителей в скульптурной композиции, сделанной по мотивам спектакля «Ревизор» Московского театра сатиры. Работа выполнена знаменитым мастером по фарфору, главным художником Дулёвского фарфорового завода Астой Бржезицкой, которая была не только скульптором, но и режиссером собственного фарфорового театра: придумывала для персонажей сотни остроумных сюжетов, мизансцен и деталей.

0T0A8205.jpg

Аста Бржезицкая приходила в театр с карандашом и блокнотом, садилась в зале и делала зарисовки мизансцен спектакля. Она отмечала на бумаге, как двигаются актеры, как меняются их позы, мимика и жесты, а потом переносила зарисовки на фарфор. Скульптурная композиция «Ревизор» создает ощущение, что скульптурные герои, в которых мы без труда узнаем знаменитых артистов, двигаются, подают реплики и общаются со зрителями. Фарфоровый шедевр «Ревизор» стоит того, чтобы увидеть его хотя бы один раз в жизни.

Фотография: В.Н. Плучек, З.П. Дмитриева, Р.Я. Плятт, М.В. Миронова на встрече с Чарли Чаплином. Лондон, 1966 г.

На фотографии запечатлена памятная встреча Валентина Плучека со своим кумиром, знаменитым Чарли Чаплином в Лондоне в 1966 году. Благодаря двоюродному брату В.Н. Плучека, всемирно известному режиссеру Питеру Бруку, Валентин Николаевич, его супруга Зинаида Павловна, знаменитые артисты Р.Я. Плятт и М.В. Миронова смогли присутствовать на съемках фильма «Графиня из Гонконга», а затем пообщаться с гениальным актером и режиссером, а также с исполнителями главных ролей — Марлоном Брандо и Софи Лорен, поучаствовать в совместной фотосессии.

0T0A8582.jpg

Знакомство и общение с мастером произвело на всех неизгладимое впечатление. Позднее В.Н. Плучек вспоминал: «Это одно из важнейших для меня событий в жизни. Само лицезрение Чаплина. Он многому меня научил. На актеров не надо сердиться, не надо кричать, не надо зверствовать, не надо изображать из себя тирана. Чем больше ты вкладываешь, чем больше проявляешь терпения, тем ты становишься выше как режиссер... Вот один из уроков Чаплина, совершенно неожиданный».

Ф. Леже «Строительство». Франция, 1950 г.

Графическая работа «Строительство» французского художника, одного из родоначальников кубизма Фернана Леже была подарена Валентину Плучеку французским поэтом Луи Арагоном — мужем Эльзы Триоле. Картина с таким же названием и сюжетом хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Интересна винтообразная композиция работы, исполненной минеральными красками (охра, кармин, лазурь).

0T0A8252.jpg

Работы Леже очень оптимистичны. Художник не уделяет особого внимания выписыванию отдельных героев, их характеров и эмоций, но от работы исходит небывалый свет. Ф. Леже был убежденным членом компартии, он предложил свою работу «Строители» коммунистической партии Франции, но от нее отказались, найдя ее слишком поэтичной для социалистического реализма.

П. Пикассо. Тарелка декоративная «Голубка мира». Франция, 1950–60-е гг.

Валентин Плучек был дружен с Лилией Брик, эту декоративную тарелку с рисунком и факсимильной подписью Пабло Пикассо ему подарили сестра Лили Брик Эльза Триоле и ее муж Луи Арагон.

0T0A8305.jpg

Белый голубь мира «Голубка Пикассо» был нарисован художником в 1949 году, неоднократно им воспроизводился в различных вариациях и стал одним из самых узнаваемых символов мира, облетевшим всю планету. Керамику Пикассо любят даже те, кто не понимает или не принимает живопись мастера. Ведь декоративно-прикладное искусство условно по своей природе. А еще — керамика Пикассо мажорна по звучанию. Противоречия, присущие многим его картинам, в керамике не отразились.

А.Г. Тышлер. «Дама в остроконечной шляпе». СССР, середина ХХ в.

0T0A8463.jpg

Живописная работа «Дама в остроконечной шляпе» художника Александра Тышлера (1898–1980) была подарена Валентину Плучеку, на оборотной стороне имеется дарственная надпись. Плучек с детства мечтал быть художником, учился в Изотехникуме, но увлечение театром взяло верх. Однако интерес к изобразительному искусству сохранился на всю жизнь. Он изучал искусство, собрал богатую библиотеку художественных альбомов, посещал выставки. На одной из таких выставок он впервые и увидел работы Тышлера «с их своеобразным внутренним миром и художественным языком, с их нестандартными темами». А потом было творческое сотрудничество на спектаклях Московского театра сатиры «Потерянное письмо» (1952) и «Мистерия-буфф» (1957). Совместная работа над этими постановками их очень сблизила. «Я воспринимал Тышлера как необычайно близкого мне человека, — вспоминал Плучек. — Каждая его картина вызывала во мне восхищение…». По свидетельству художника, образ дамы в остроконечной, широкополой шляпе явился ему во сне.

Блюдо подносное. Фабрика Гарднера, Вербилки, Россия. Вторая половина XIX в.

Подносное блюдо розового цвета с текстом молитвы «Отче наш» по борту изготовлено во второй половине XIX века на фабрике Гарднера в подмосковном селе Вербилки. Еще в XVI веке в России появилась традиция преподносить подарок на специальном подносе, позднее дарить хлеб и соль на блюде стало обычаем. Подносные блюда использовались для подарков на именины, юбилеи и свадьбы.

Тарелки и блюда подобного дизайна на фабрике Гарднера производили в разной цветовой гамме: розовые, голубые, салатовые. В зеркале дна рельефное изображение атрибутов хлебопашества: снопа колосьев, цепа, косы и плуга. Подносные блюда с аналогичными сюжетами производили также из металла и дерева на предприятиях или кустарным способом.

0T0A6538.jpg

В.В. Маяковский. Эскиз костюма «Черт» к спектаклю «Мистерия-буфф». Петроград, СССР, 1918 г

0T0A8381.jpg

Рисунок, представленный в Музее-квартире В.Н. Плучека, является эскизом к спектаклю «Мистерия-буфф», премьера которого состоялась 7 ноября 1918 года в Петрограде. Спектакль поставили режиссер Всеволод Мейерхольд и Владимир Маяковский, художником выступил Казимир Малевич. Владимир Маяковский создал эскизы костюмов. Постановка спектакля продвигалась непросто: актеры отказывались играть, финансирование отсутствовало, исполнители нескольких ролей не явились в день премьеры, и Маяковскому самому пришлось выходить на сцену. Спектакль «Мистерия-буфф» был сыгран всего 3 раза: 7, 8 и 9 ноября 1918 года.

Плучек познакомился с Маяковским во время учебы в студии и работы у Мейерхольда, близко с ним общался, на роль репортера Моментальникова в «Бане» был утвержден лично автором. Эскиз костюма «Черт» был подарен Плучеку самим Маяковским, о чем свидетельствует дарственная надпись на оборотной стороне листа.

М.З. Шагал. «Читающий Маяковского: Пришел к парикмахеру, сказал, будьте добры, причешите мне уши». Лист из серии «Владимир Маяковский». Франция, 1963 г.

0T0A8355.jpg

Фотографии: Андрей Калмыков

Литография Марка Шагала «Читающий Маяковского…» является одной из серии работ, написанных художником в 1963 году к 70-летнему юбилею Владимира Маяковского.

Она является иллюстрацией к стихотворению Маяковского «Ничего не понимают» и представляет собой гениальный перевод языка поэзии на язык графики.

Исследователь Леонид Кацис так трактует сюжет литографии: в качестве героя Шагал изобразил Владимира Маяковского с книгой в руках, Лиля Брик предстает в образах героини с букетом цветов и невесты в фате, парящей над героем.

Бахрушинский_музей_лого.png

Главный дом-музей А.А. Бахрушина (Бахрушинский музей). Театральный музей основан в 1894 году купцом, меценатом и коллекционером А.А. Бахрушиным. Уникальная коллекция из более 1,5 млн. экспонатов отражает историю отечественного театра от его истоков до наших дней. В залах постоянной экспозиции и в выставочном пространстве проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, лекции, творческие встречи с участием выдающихся деятелей современного театра.

gctm.ru

#искусство #театр

Вам наверняка будет интересно!


Волшебная выставка Третьяковской галереи

#музеи

Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

О жизни и творчестве поэта, его современниках и о культуре и быте пушкинского времени

#музеи

Видеоэкскурсия «Пушкин Forever или "… будь заодно с гением!"»

Видеоэкскурсия «Пушкин Forever или "… будь заодно с гением!"»

Истории любви в нечеловеческих историях

#музеи

«(Не)время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост»

«(Не)время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост»

Масштабная выставка творчества Юрия Анненкова

#музеи

Кураторская экскурсия по выставке «Юрий Анненков. Революция за дверью»

Кураторская экскурсия по выставке «Юрий Анненков. Революция за дверью»

Как создавалась самая знаменитая экранизация романа «Война и мир»

#музеи

Онлайн-экскурсия «Война и мир С.Ф. Бондарчука»

Онлайн-экскурсия «Война и мир С.Ф. Бондарчука»

Противостояние двух известных скульпторов эпохи Возрождения

#музеи

Онлайн-экскурсия «Брунеллески vs Гиберти. Начало Возрождения»

Онлайн-экскурсия «Брунеллески vs Гиберти. Начало Возрождения»
X