menu menu EN logotype

«Правда — хорошо,
а счастье лучше»

Facebook
Twitter
Vkontakte
Odnoklassniki

Топ-10 экспонатов Дома-музея А.Н. Островского

Специальный проект «ТОП-10 экспонатов», приуроченный к Всемирному дню театра, расскажет об истории знаковых экспонатов музея имени А.А. Бахрушина и его филиалов. Познакомьтесь с уникальными музейными предметами, узнайте их «биографию» — кому они принадлежали, как попали в музейное собрание, в чем их ценность и о чем свидетельствуют сегодняшним ценителям театрального искусства.

С июня 2021 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации на базе музея стартуют работы по созданию первого в России музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Масштабные работы по преобразованию кластера планируется полностью завершить к 2023 году.

Фотография церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках и дома, где родился А.Н. Островский.

Точная дата постройки церкви не известна. Первое упоминание о ней относится к 1625 году. В окладных книгах патриаршего приказа церковь именовалась «что в Малых Ордынцах, за Москвой-рекою». Наряду с другими столичными церквями, Покровская была обыденною, что значит построенной «обыдень», в один день, очень скоро. Как правило, такие церкви строилась по обету, обещанию.

0T0A4192.jpg

Предположительно, местность, где была расположена церковь, была безлесной, голой, поэтому называлась Голиками, и церковь стала также называться — «что на Голиках». Строительство каменной церкви, профинансированное купцами Лабазиными, началось в 1695 году и завершилось спустя 7 лет — в 1702 году. Трапезная и колокольня оставались неизменными вплоть до начала XX века, их перестроили только в 1902 — 1903 годах. В 1929 году решением московских властей церковь была закрыта. В 1931 году её снесли.

Дьякон Покровской церкви Никифор Максимов, владевший небольшим двухэтажным домом с деревянным верхом, на каменном подклете, по рекомендации дьякона соседней Климентовской церкви, сдал комнатки постояльцам — молодой супружеской паре Николаю Федоровичу и Любови Ивановне Островским. У них 31 марта 1823 г. родился сын, которого 4 апреля крестили в Покровской церкви и нарекли именем Александр. Это был будущий знаменитый драматург А.Н. Островский. В доме, где он родился, ныне открыт музей — филиал Государственного Театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Фотография А.Н. Островского в роли Подхалюзина. «Свои люди — сочтемся!»

В 1849 году Александр Островский завершил комедию «Свои люди — сочтемся!». Опубликованные ранее (в 1847 году) пьеса «Семейная картина» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были тепло приняты читателями, однако именно комедия «Свои люди — сочтемся!» стала настоящим прорывом для драматурга. Известность пришла к Островскому, когда его пьеса еще ходила по Москве в рукописных списках. Драматическая цензура запретила ставить комедию (и другие произведения автора) на сцене, но Островский часто читал произведение известным любителям театра, например, графине Ростопчиной.

0T0A3823.jpg

Пьесы Островского часто ставились в домашних театрах. Сохранилась фотография, сделанная после одного из таких спектаклей в доме богатой московской помещицы Софьи Пановой. Большова играл Пров Садовский, в роли Подхалюзина выступил сам Островский. Игра Островского, по-видимому, была далека от совершенства. По воспоминаниям современников, «и за столом он читал лучше, чем играл: терялся даже на маленькой домашней сцене, не смотрел в глаза партнерам, был скован в мимике и жестах». Но в своих комедиях, и в роли Подхалюзина, в особенности, Островский находил такой верный, подслушанный в жизни тон, что его невозмутимый партнер Садовский как-то не смог удержать смеха на сцене. Очевидцы этих домашних спектаклей спустя десятилетия говорили, что «в ушах у них по сей день стоят интонации автора, когда он произносил одновременно хамски и заискивающе: «Алимпияда Самсоновна-с!.. Позвольте вашу ручку поцеловать».

Иван Покровский. Макет Малого театра

Подлинный макет Императорского Малого театра изготовил в 1840 году его смотритель Иван Покровский. Макет демонстрирует здание театра после пожара 1838 года и реконструкции.

Малый театр называют «Домом Островского». «Я зазнал московскую труппу с 1840 года», — писал драматург. Именно на сцене этого театра было поставлено большинство его произведений. Причем свои пьесы Островский зачастую ставил сам. Актриса Надежда Рыкалова вспоминала, что труппа Малого искренне любила драматурга, который общался с артистами обходительно и ласково. «Островский собирал труппу и читал ей пьесу. Читать он умел удивительно мастерски. Все действующие лица выходили у него точно живые. После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать. <…> Во время репетиций Островский обыкновенно ходил по заднему плану сцены, и если артистам удавалось играть так, как хотелось Островскому, то он с довольным видом поправлял свои рукавчики — признак его хорошего настроения», — писала Рыкалова в своих воспоминаниях.

0T0A4832.jpg

До конца XIX века четкого разделения на оперные и драматические театры не существовало, поэтому артисты Малого могли выступать на сцене Большого Петровского театра и наоборот, а Петр Чайковский, например, вообще предпочитал ставить свои оперы на сцене Малого. В театральных кругах существует легенда, что между Большим и Малым театром существовал подземный ход, который позволял артистам из трупп обоих театров быстро передвигаться между зданиями.

До 1824 года у труппы Малого театра не было собственного постоянного здания, спектакли могли проходить, например, в доме Пашкова. Актеры кочевали из одного здания в другое, пока купец Василий Варгин не передал под театр свой дом на Петровской (сегодня — Театральной) площади.

Л.П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины. «Гроза» А.Н. Островского. Императорский Малый театр, 1859 г.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая сыграла колоссальную роль в творческой биографии А.Н. Островского. Актрисе надо было обладать большой смелостью, чтобы взять в свой бенефис произведение драматурга, еще ни разу не проверенного сценической практикой. «Не в свои сани не садись» — первое произведение Островского, увидевшее свет рампы в 1853 году, благодаря Никулиной-Косицкой.

0T0A3465.jpg

Вершиной творчества актрисы стал образ Катерины в драме Островского «Гроза» (1859). Это была первая Катерина на русской сцене, заложившая своего рода традицию исполнения. Важен и сам факт невольного участия актрисы в создании этого образа. Монологи Катерины были написаны автором под влиянием устных рассказов Косицкой о своем детстве, своих переживаниях, мечтаниях, стихийных поступках. Для мироощущения Косицкой была важна поэтическая любовь к природе, обостренное понимание ее красоты и созвучия человеческой души. Образ летящей птицы вырастает из самой души Косицкой, неотделимой от души Катерины.

«Мочаловым в юбке» называли Косицкую. Стихийность обоих талантов, их необъяснимое, гипнотическое влияние на зал, их сценические достоинства, театралами не случайно ставились в один ряд.

А. Федотов. Макет декораций к спектаклю «Лес». Театр им. Вс. Мейерхольда, Москва, 1924 г.

«Более демократичного зрелища, нежели мейерхольдовский „Лес”, театр не знал и не узнал». Вс. Мейерхольд подошел к пьесе Островского как к материалу для драматизации. Всякий пиетет перед классическим наследием был отброшен.

«Я применил к нему лучшие приемы всех театральных эпох, — говорил Мейерхольд. — Эти приемы нужно изучать, … эти приемы незаменимы. Я только выбираю лучший крючок для подцепки зрителя. Новый зритель — это просто народный зритель. Отсюда и особое площадное, народное построение спектакля».

0T0A4630.jpg

«Лес» стал зрелищем необычайно ярким, даже крикливым. На фоне принципиально бесцветной установки буйствовали желтые, красные, зеленые, золотые и синие, черные и белые, в невообразимых сочетаниях сплетающиеся между собой цветовые пятна костюмов и париков. Какофония красок буквально обжигала глаза — но… видевшие спектакль, тем не менее, почти единодушно писали о его красоте.

Игра красок, игра масок соседствовали в «Лесе» с другой, важнейшей для этого спектакля, игрой — игрой вещей и игрой с вещью.

Н.А. Малышева. Декоративная скульптура «Правда — хорошо, а счастье лучше»

Комедию «Правда — хорошо, а счастье лучше» Б.А. Бабочкин поставил в Малом театре в 1965 году. В 1973 году по этому спектаклю была осуществлена телеверсия. Художник по фарфору Нина Александровна Малышева, дружившая с артистами Малого театра, под впечатлением от увиденного создала серию работ, посвященных спектаклю «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Художником спектакля была Т.Г. Ливанова, которая создала декорации в стиле лубка. На листах фанеры она нарисовала черной и зеленой краской деревья, усыпанные розовыми яблоками. Тут же находилась садовая беседка с пузатыми колоннами, украшенными золотыми купидонами. На желтом яичном небе висели на проволоке облака. Как это полагалось в старинном театре, в начале действия и в антрактах оркестр играл душещипательные романсы, но в современной аранжировке.

Одна из участниц спектакля Н. Белевцева рассказывала: «Спектакль был поставлен с иронией и так же нарочито по-театральному оформлен».

0T0A4252.jpg

Несчастливцев — М.И. Писарев, Аркашка — В.Н. Андреев-Бурлак. «Лес» А.Н. Островского. Пушкинский театр, Москва, 1880 г.

Одной из любимых ролей актера В.Н. Андреева-Бурлака был Аркашка Счастливцев в «Лесе» А.Н. Островского. Великому драматургу чрезвычайно нравилась игра артиста. Любопытно, что лишь две знаменитые «отсебятины», внесенные Бурлаком в роль Аркашки, являются «ключом» к пониманию созданного им образа. Рассказывали, что сам Островский одобрил эти «отсебятины». Говорили даже, будто великий драматург сначала не заметил их и был убежден, что они принадлежат его перу, настолько они органически соответствовали образу Аркашки. Несчастливцев говорит Аркашке:

0T0A3922.jpg

В исполнении Бурлака Аркашка был, по-видимому, не только смехотворной фигурой. Об этом, как нам кажется, красноречиво свидетельствует следующая «отсебятина». В конце пьесы Несчастливцев говорит Счастливцеву: «Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр дремучий бор». После слов «Аркадий, нас гонят» Бурлак вставляет от себя реплику: «Пренебреги!». Родилась эта реплика будто бы совершенно случайно: однажды во время спектакля постоянный партнер Бурлака, замечательный исполнитель роли Несчастливцева, Модест Иванович Писарев, почему-то замешкался, и, чтобы спасти положение и заполнить паузу, Бурлак непроизвольно произносит: «Пренебреги!» Ему самому и публике так понравилась эта реплика, что он решил ее сохранить.

Обе упомянутые «отсебятины» были впоследствии использованы многими исполнителями роли Счастливцева.

Фотография В.Ф. Комиссаржевской в роли Ларисы. Бесприданница» А.Н. Островского. Александринский театр. СПб, 1896 г

Пьесу «Бесприданница», свое сороковое произведение, Александр Островский создал в 1878 году. Драматург писал своему другу, артисту Александринского театра Федору Бурдину, что «он самым тщательным образом работает над этой пьесой и она должна стать лучшим его произведением».

Роль Ларисы Огудаловой предназначалась Марии Савиной, в то время ведущей актрисе Александринского театра. В 1879 году состоялась премьера спектакля с Савиной в главной роли, и, вопреки ожиданиям драматурга, пьеса не нашла отклика и понимания публики.

Во второй раз пьесу поставили только через 10 лет после смерти Островского, в 1896 году, в Александринском театре.

0T0A3641.jpg

Ларису сыграла Вера Комиссаржевская, которая мечтала об этой роли. Постановка прошла с большим успехом во многом благодаря таланту актрисы. Зрители привыкли к савинской Ларисе — хорошенькой мещаночке, ведущей бесшабашную жизнь в материнском доме, а Комиссаржевская представила публике совсем другую Ларису: хрупкую, застенчивую и тихую. «Невозможно не упомянуть о Вере Федоровне в “Бесприданницеˮ, особенно в сцене у Карандышева, когда Лариса поет романс “Нет, не любил он…ˮ. Глубина исполнения Веры Федоровны, ее душевность производили огромное впечатление на всех. В зале и за кулисами всегда была абсолютная тишина. Все прислушивались к голосу Комиссаржевской. И каждый раз после этой сцены потрясенная публика молчала в течение какого-то времени, а потом аплодировала так, что казалось, стены театра не выдержат. И всегда зрители не давали продолжать спектакль, просили повторения», — писал о спектаклях с участием актрисы плотник Театра Комиссаржевской Василий Хвостов.

Фотография сцены из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Крутицкий — К.С. Станиславский, Глумов — В.И. Качалов. МХТ, 1910 г.

24 марта 1910 г. — первое представление «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского в Московском Художественном театре. Спектакль этот был победой МХТ над недоверчивой и даже враждебно настроенной частью публики. Записные московские театралы, хранители славных традиций Малого театра, смотрели на решение МХТ поставить на своей сцене Островского как на отчаянную дерзость, почти кощунство. Фельетонист газеты «Театр», выходившей в эти годы в Москве, писал по поводу этого спектакля (1910, № 616–618): «Художественный театр опять экзаменовался. Сдавал перед Москвою экзамен по Островскому».

Об исполнении К.С. Станиславским роли Крутицкого рецензент «Театра» писал: «Самое совершенное исполнение — Станиславского... Тут была самая полная и богатая характерность, самое полное перевоплощение актера в изображаемое лицо и самая безупречная правда, захватывающая непосредственность. Это была игра “по заветам Щепкинаˮ, только с еще более усовершенствованными средствами. Была жизнь, типичная и выразительная, хотя все было так просто, так безыскусственно...».

0T0A3684.jpg

Кто же такой генерал Крутицкий? В пьесе сам автор дает ему следующую характеристику: «Крутицкий, старик, очень важный господин».

Как воспримет реформы московский отставной генерал? Конечно же, он не поверит в перемены: будет «ненавистничать», бранить новый век.

Островский вспомнил графа Закревского, когда-то всесильного военного губернатора Москвы. Он так упорно сопротивлялся всем переменам, что в начале нового царствования был уволен в отставку за усердие. Когда уже вышел высочайший манифест об освобождении крестьян, Закревский не разрешал говорить о реформе, утверждая, что в Петербурге «одумаются» и все останется по-старому. В черновиках пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» генерал Крутицкий был назван поначалу Закревским, потом графом Закрутским. Знаменательная этимология — «закрут», «круто» — слилась в этом имени с исторической фамилией.

А.Я. Головин. В доме Кабановых. Эскиз декорации. «Гроза» А.Н. Островского. Петроград, Александринский театр, 1916 г.

В 1916 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд поставил в Александринском театре пьесу Островского «Гроза», художником-сценографом постановки стал Александр Яковлевич Головин. Художник создал красочное оформление спектакля, сродни «берендееву царству», что вызвало неоднозначную реакцию критиков: одни отмечали, как достоверно декорации изображали захватывающие дух волжские пейзажи, другие осуждали их маскарадность и сказочность. Зрителям же так понравилось оформление сцены, что во время спектакля они устроили художнику продолжительную овацию, которая не утихала, пока он не вышел на сцену и не раскланялся.

Вс. Мейерхольд и А. Головин старались отделить свой спектакль от традиционного восприятия пьесы Островского. Режиссер решил «Грозу» в мистическом, а не бытовом духе. «Во всей композиции, во всем оформлении достигнуто высшее претворение правды жизни в правду искусства», — писал искусствовед Эдуард Старк.

Фотографии: Андрей Калмыков

Бахрушинский_музей_лого.png

Главный дом-музей А.А. Бахрушина (Бахрушинский музей). Театральный музей основан в 1894 году купцом, меценатом и коллекционером А.А. Бахрушиным. Уникальная коллекция из более 1,5 млн. экспонатов отражает историю отечественного театра от его истоков до наших дней. В залах постоянной экспозиции и в выставочном пространстве проводятся мастер-классы, круглые столы, конференции, лекции, творческие встречи с участием выдающихся деятелей современного театра.

gctm.ru

#искусство #театр

Вам наверняка будет интересно!


Самый технически оснащенный научно-популярный астрономический центр в мире

#музеи

Экскурсия по классическому музею Урании Московского Планетария

Экскурсия по классическому музею Урании Московского Планетария

90 лет истории Московского Планетария

#музеи

90 лет истории Московского Планетария

90 лет истории Московского Планетария

Образ библейского царя Давида в истории искусства

#музеи

Онлайн-экскурсия «Три скульптура, один герой»

Онлайн-экскурсия «Три скульптура, один герой»

Экскурсия от Московского Планетария

#музеи

Экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

Экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

История русского оперного певца, известного на весь мир

#музеи

Экскурсии по Музею-усадьбе Шаляпина

Экскурсии по Музею-усадьбе Шаляпина

Онлайн-экскурсия по экспозиции работ советской и российской художницы

#музеи

Персональная выставка Татьяны Назаренко «Будущее в прошлом»

Персональная выставка Татьяны Назаренко «Будущее в прошлом»
X